Современный дошкольник и цифровая дидактика: актуальные проблемы и перспективы

Акимова Наталья Вячеславовна, 
руководитель отдела научно-методического сопровождения
компании «Новый Диск»
г. Москва

Секция "IT в обучении и воспитании детей, в том числе с ОВЗ"

Целевая аудитория

  • воспитатели
  • специалисты
  • методисты
  • заведующие
  • руководители образовательных комплексов.


Развивающая предметно-пространственная среда современной дошкольной организации включает в себя не только привычные элементы (игрушки и игровые модули, оборудование для экспериментирования и наблюдений, атрибуты для театрализованной деятельности, дидактические пособия, детскую литературу и пр.), но и мультимедийные средства обучения и развития (компьютерное оборудование, электронные образовательные ресурсы). Это связано с тем, что информационные технологии способствуют формированию мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности дошкольников к жизни в информационном обществе, позволяют сделать образовательный процесс увлекательным, творческим, интересным, способствуют познавательному, социально-личностному и эмоциональному развитию.

В связи с этим одной из основных задач сегодня является  необходимость подбора таких мультимедийных продуктов, которые бы соответствовали возрастным возможностям детей дошкольного возраста, позволяли бы сочетать традиционные методы воспитания и обучения с инновационными  технологиями.

В данной статье представлен опыт компании «Новый Диск» в разработке и внедрении мультимедийных пособий для дошкольного образования. 

На сегодняшний день существует достаточное количество цифровых образовательных ресурсов для дошкольного образования, которые могут быть выполнены в виде наглядно-дидактических пособий, сборников мини-игр, интерактивных конструкторских и диагностических сред, образовательных комплексов для интерактивной доски, дидактических игр для интерактивных столов. Выбор ресурсов зависит от решаемых педагогических задач, уровня развития детей, а также технического обеспечения детского сада.

Наглядно-дидактические мультимедийные ресурсы используются педагогами на этапе знакомства детей с новым материалом, обучающие и развивающие мини-игры и задания помогают организовать практические занятия на повторение и закрепление знаний, а также занятия по развитию и тренировке навыков.

Сегодня педагоги дошкольных образовательных организаций всё чаще используют метод проектов, в ходе которого дети получают возможность экспериментировать, анализировать, синтезировать и воплощать в жизнь полученные знания. Проектная деятельность в интерактивной  среде имеет свои особенности. Обучающийся изучает предложенные объекты и путем изменения их свойств, при помощи специальных инструментов создает свой проект, результаты которого могут быть перенесены в предметную среду.

Примерами системных программных решений для организации творческой и проектной деятельности могут служить интерактивные конструкторские среды серий «Фантазёры» и «Проектная деятельность».

Творческие мастерские программ серии «Фантазёры» содержат разнообразные компоненты: геометрические фигуры, объекты окружающего мира, элементы для художественно-декоративной деятельности и для поделок в стиле народных промыслов России, фоновые заготовки к сюжетным картинам на тему «Моя Родина», шаблоны для создания объемных бумажных кукол. В каждой мастерской пользователям предоставлены разнообразные возможности: свободная творческая работа в пространстве чистого листа, использование черно-белых фоновых заготовок, преобразование объектов.

Программы серии «Проектная деятельность» позволяют формировать навыки работы в инструментальной компьютерной среде, нарабатывать портфолио проектов педагогам и воспитанникам. Интерактивные конструкторские среды серии содержат звуки музыкальных инструментов, окружающего мира и инструменты для создания ритмов, мелодий, аранжировки; тематические коллекции изображений и анимаций; инструменты для рисования и покадровой  мультипликации; редакторы для работы с текстом; шаблоны и образцы для разработки интерактивных упражнений, игр, тестов, викторин, виртуальных книг и справочников, анимированных и озвученных историй.

Важной составляющей любого образовательного процесса является диагностика индивидуальных достижений воспитанников. Основное предназначение игровых диагностических сред – помощь педагогам в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, основанной на отслеживании уровня освоения материала и осуществлении  коррекции педагогического воздействия. Примерами таких сред может служить серия «Диагностическое лото», представленная программами «Диагностическое лото. Социально-личностное развитие дошкольника/младшего школьника» и «Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей».

Предлагаемые диагностические среды отличаются игровой формой подачи материала, они выполнены в виде лото с набором сюжетных тематических картинок. Задача ребенка – рассмотреть иллюстрации, прослушать описание происходящего и дать оценку. По итогам работы детей программа формирует отчет с психолого-педагогической интерпретацией ответов каждого ребенка и рекомендациями по дальнейшей работе с ним.

Сегодня все большую популярность приобретают ресурсы, размещенные в сети Интернет, доступ к которым возможен из любого места и в любое удобное время.

В настоящее время компания «Новый Диск» разрабатывает интерактивный онлайн-курс по предшкольной подготовке «Стань школьником с Робобориком». Курс рассчитан на 34 недели обучения и включает материалы для проведения занятий по 4 направлениям (ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи подготовка к обучению грамоте, ознакомление с искусством). Каждое занятие содержит подборку интерактивных электронных заданий для детей, примерный план проведения обучения в условиях организованной группы,  дополнительные материалы (анимационные ознакомительные ролики, раздаточные материалы с возможностью распечатывания для самостоятельной работы детей). Наличие интерактивного персонажа, отражение результативности, разнообразие типов заданий создает комфортную эмоциональную обстановку для детей. Возможности педагога видеть статистику работы каждого ребенка и назначать разным детям  задания в соответствии с их уровнем развития помогают формировать индивидуальную образовательную траекторию. Данный курс может применяться не только в условиях системы дошкольного образования, но и в системе дополнительного образования и быть рекомендован для семейного воспитания.

Одним из эффективных способов ознакомления педагогов с мультимедийными ресурсами является проведение конкурсов профессионального мастерства для педагогов, использующих возможности ИКТ в разных видах деятельности. С 2014 года компания «Новый Диск» совместно с проектным офисом «Школа Новых Технологий» проводит конкурс «Лучший интерактивный проект». За прошедшие годы в конкурсе приняли участие более 100 педагогов и 300 детей из образовательных организаций разных регионов России. На конкурс было представлено более 70 проектов образовательной тематики.

С демонстрационными версиями указанных в статье ресурсов можно познакомиться на портале Образовариум (https://products.obr.nd.ru/), который содержит витрину ресурсов, позволяет мгновенно найти программу по ключевому слову, запустить приложение из витрины или узнать о программе, зайдя на страницу продукта на сайте компании «Новый Диск» (www.school.nd.ru).