Детское радио как условие формирования коммуникативной компетентности участников образовательного процесса

Григорян Ани Вагановна
музыкальный руководитель 
МБДОУ «Детский сад № 106» 
г. Рязань.

Секция "IT в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"

Целевая аудитория

  • руководители
  • методисты
  • воспитатели и специалисты, работающие с детьми в ДОУ.

Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК» - это прекрасная возможность делать жизнь ребёнка насыщенной положительными эмоциями, давать им больше самостоятельности, разнообразной деятельности и содержательного общения. Коммуникация - это для ребёнка не только умение говорить, разговаривать друг с другом, это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).
Исходя из этого, в нашем детском саду организована Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК», целью которого является, создание условий для повышения  коммуникативной компетентности участников образовательного процесса и обеспечение информационной открытости деятельности ДОУ на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 106» http://mbdou106.ucoz.net/

Ссылка на видео, где дети записывают программу.

Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК» разработана исходя из основных   принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей.

Алгоритм создания Детского радио  в ДОУ.

1. Изучение научно-теоретических и методологических основ коммуникативной компетентности участников образовательного процесса.
2. Планирование деятельности Детского Радио:
-  определение тематики эфиров;
-  наименование рубрик.
3. Создание творческой группы  педагогов для организации Детского радио  в ДОУ и определение требований к кадровому обеспечению деятельности студии.
4. Разработка Положения деятельности Детского Радио.
5. Создание гимна студии, эмблемы и девиза  Детского Радио.
6. Кастинг детей на роль ведущих рубрик.
7. Подготовка материально-технической базы: ноутбук, микшерный пульт, медиа-аппаратура, микрофоны, наушники, видеокамера со штативом (для создания архива видео-эфиров).
8.  Трансляция радиоэфиров может проходить несколькими способами с помощью медиа-аппаратуры и колонок и USB-накопителя:
-  в фойе детского сада;
- в групповых помещениях;
- на официальном сайте ДОУ (аудио- эфиры, видео-эфиры).

Наша студия обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям; поддерживает индивидуальность и инициативность детей через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Развивает коммуникативность и успешное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создает  у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развивает жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

Для реализации идеи создания Студии Детское Радио «106 FM РОСТОК» разработан план деятельности по достижению целей и задач. На подготовительном этапе изучались научно-теоретические и методологические основы коммуникативной компетентности участников образовательного процесса, также составлялась программа инновационной деятельности Студии Детского Радио. На этом же этапе создавалась творческая группа  педагогов для организации инновационной деятельности в ДОУ и определение требований к кадровому обеспечению деятельности студии. Одним из важных моментов было оформление требований к содержанию и структуре деятельности студии и разработка Положения деятельности Детского Радио «106 FM РОСТОК».

Следующий этап стал основным, где был создан гимн студии, эмблема и девиз студии. И пошел процесс создания эфиров.

Для того чтобы  начала работать наша студия, мы выбирали детей из групп старшего дошкольного возраста, которые могли бы быть помощниками и соведущими в наших планируемых рубриках. Мы подбирали детей раскрепощённых, инициативных, с ярко выраженной эмоциональностью, со стремлением находить контакты с окружающими, и конечно с желанием участвовать в создании детского радио. Большое значение придается подготовке к созданию эфира и развитию коммуникативных навыков, а также и эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе, знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.

Чтобы наше радио всегда было в формате, нужно работать над оттенками и тембральным звучанием голоса. Для этого мы используем чистоговорки и скороговорки, игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности речи. А так же игровые упражнения на снятие эмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности.

Эфиры снимаются в музыкальном зале с использованием микшерного пульта, микрофонов, наушников и ноутбука, также ведется видеосъемка эфира, для дальнейшего создания видео – эфиров.

Все записанные выпуски эфиров воспроизводятся ежедневно в фойе нашего детского сада и  размещаются на официальном сайте ДОУ в разделе «Детское радио «106 FM РОСТОК».
Каждый эфир несет определенную смысловую направленность и включает в себя ряд рубрик, таких как: «Радуга талантов», «Клуб веселых дошколят», «Береги природу!», «Книга воспоминаний» и т. д.

Хочется отметить особую роль родителей в функционировании студии Детского радио «106 FM РОСТОК». Работа с родителями проходила в интересном формате, был проведен коучинг  «Работа «Студии Детское радио», в ходе которого родители были освещены о работе нашей студии и стали активными помощниками  в создании эфиров. Связь с родителями мы поддерживаем с помощью нашего официального сайта  http://mbdou106.ucoz.net/,    и электронной почты.
Заключительным этапом работы «Студии Детское Радио» станет накопление аудио и видео – эфиров разных тематик, которые помогают раскрыть детский потенциал и наладить тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников. При сопоставлении первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами, можно смело сказать, что все поставленные задачи воплощены в жизнь.  Функционирование в нашем саду новой формы работы Студия Детского Радио «106 FM РОСТОК» на основе взрослых и детей, ориентированно на интересы и возможности ребенка и хочется отметить, что   рост активности сотрудничества между родителями и детским садом значительно возрос. Из всего этого можно  сделать вывод, что полноценное развитие и самореализация ребенка возможны только при условии совместного взаимодействия всех социальных институтов – семьи, образовательных учреждений и общества.

Список литературы:

  1. Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство — самоценный период, задача родителей — создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. - 2013г. - №3
  2. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014г.
  3. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под ред Т.С.Комаровой. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Мозайка-Синтез, 2013г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.