Разина М.В.
педагог - психолог
Коновалова Т.В.
учитель - логопед
Кравцова О.А. методист
ГБОУ «Школа № 2083»
(ДОП «Ивушка»), г. Москва
Секция "IT в обучении и воспитание детей, в том числе с ОВЗ"
Целевая аудитория
- специалисты
- работающие с детьми с ОВЗ
Цель
Коррекция дефицитарных функций детей с ОВЗ через создание мультфильмов.Задачи
- Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;
- Сделать коррекционно- развивающую работу с детьми более содержательной, наглядной, динамичной за счет использования информационных технологий;
- Сделать более интересной для детского восприятия информацию по разным разделам программы за счет привлечения зрительных образов, способствуя эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- Изучение основных возможностей компьютера, а в дальнейшем его использование в образовательной деятельности;
- Формировать словарный запас по теме мультфильма;
- Формировать познавательную активность, навыки связного высказывания;
- Способствовать развитию основных психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления;
- Обогащение мотивации речевой деятельности.
Описание проблемы
Основная проблема определяется повышением самостоятельности старших дошкольников в образовательной и повседневной деятельности, развития их фантазии и творчества. Предпринята попытка частично самостоятельно и с помощью взрослого создать мультипликационный фильм. Важным моментом в работе является озвучивание мультфильма. Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления».[2]Работа над озвучиванием позволяет разнообразить методы и приемы работы с детьми с ОВЗ в инклюзивных группах, применять ИКТ – технологии.
Обоснование выбранного метода/средства/технологии.
Данная форма работы с детьми соответствует современным запросам детей и позволяет сочетать в себе такие приемы как ИКТ – технологии, ИЗО – терапия (лепка персонажей мультфильма), Комментированная лепка, Сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки), Игротерапия ( обыгрывание персонажами сюжета сказки), Видеотерапия ( просмотр результатов своей работы).Полученные результаты
В процессе работы над мультфильмом у детей сформируются навыки работы с компьютером. Итогом работы станет серия мультфильмов по придуманным сюжетам. Проделанная работа помимо обогащения речевой деятельности детей, позволить повысить самооценку и стимулировать мотивацию на дальнейшую деятельность. Используя ИКТ, совместно с родителями они смогут создать мультфильмы дома, подбирать интересный познавательный материал, закрепить и дополнить знания полученные в дошкольном отделении.Содержание
Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Особенно актуально это для детей с ОВЗ, которые в силу своих особенностей развития часто чувствуют себя неуверенно в среде своих сверстников. У большинства детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития основных психических процессов: речи, внимания, памяти и др. Все эти особенности развития приводят к трудностям в освоении программного материала. Современные дети с интересом смотрят мультфильмы, им легче воспринимать визуальную информацию, поэтому учителям-логопедам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам на помощь в решении коррекционных задач приходит мультипликация.В своей работе специалисты нашей образовательной площадки посчитали, что более эффективным приёмом для формирования таких процессов как память, внимание, воображение, монологическая речь может быть использована лепка по придуманному вместе с детьми сюжету с озвучиванием процесса и просмотр мультфильма с результатами работы детей. Компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов развития детей с ОВЗ. Этот современный способ позволяет разнообразить демонстрируемые объекты, и явления природы показать их в реальности.
Процесс создания детьми мультфильмов позволяет сочетать в себе такие приемы работы, как ИКТ – технологии ( просмотр снятого материала, озвучка, монтаж мультфильмов – совместно с педагогами), ИЗО – терапия ( лепка персонажей мультфильма), Сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки, т.к. установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект [13]), Игротерапия (обыгрывание персонажами сюжета сказки), Видеотерапия ( просмотр результатов своей работы).
Относительно возраста детей, мы считаем, что создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольными. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, более младшие дети лепили персонажей мультфильма; во время съемки – передвигали фигурки. Дети более старшего дошкольного возраста выступали в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), и конечно все дети без исключения помогали озвучить мультфильм.
Этапы работы над мультфильмом
1. Подготовительный этап.
На первом этапе происходил подбор оборудования и средств для создания мультфильма: камера, компьютер, мультимедийное оборудование: проектор, диктофон, микрофон, программное обеспечение (для создания мультфильма использовали программу Киностудия Windows).2. Основной этап.
На основе покадровой анимации совместно детьми и воспитателем был создан первый мультфильм «Подснежник». Для этого использовали прием пластилиновой мультипликации . Замысел создания мультфильма родился в процессе реализации лексической темы «Весна». Главный герой мультфильма – первый весенний цветок. Сюжетная линия проста: приход весны.Процесс создания мультфильма. Происходит знакомство детей с методикой создания мультфильмов на основе покадровой съемки. Основа мультфильма – кадры, сделанные в процессе лепки. Процесс создания подснежника фиксировался на камеру. Один из детей выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры закрепленной на штативе, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и меняя декорации в соответствии с задуманным сюжетом. После того, как все кадры сняты, начинается монтаж мультфильма. В стандартных программах есть программа для монтажа видео Киностудия Windows (иначе называется Windows Movie Maker). Вместе с детьми мы перенесли видео в программу. Далее идет работа с панелью инструментов в программе Киностудия Windows.
Озвучивание мультфильма. В мультфильме рассказ ребенка , придуманный в процессе создания мультфильма. в процессе озвучивание своих мультфильмов очень эффективным приёмом продуктивно использовать приём комментирующей речи взрослого. «Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. В ходе выполнения работы широко применялся прием сотворчества педагога и ребенка. [5]
Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. [6] Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. В процессе лепки, мы записываем рассказы детей на диктофон, чтобы потом вместе с ними их послушать. Если составленный рассказ соответствует сюжету – мы вместе с детьми монтируем мультфильм и накладывает запись на видео детских работ. Чаще всего первая запись пробная и нам приходиться выбирать варианты разной озвучки – каждый ребенок может попробовать озвучить сюжет и все вместе мы выбираем самый лучший вариант. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
Ребята, зная о том, что они рассказывают текст для озвучивания мультфильма, очень серьёзно относятся к качеству своего рассказа.
Титры. В начале мультфильма мы прописали название, которое мы придумали вместе с детьми.
Создание мультфильма длительный и сложный процесс. Наш первый мультфильм «Подснежник» получился длительностью 40 секунд, но тем не менее вызвал у детей бурю эмоций и восторга. Увидев на экране результат своей работы, дети дошкольного возраста испытывают только положительные эмоции, что очень немаловажно в психологическом развитии детей с речевыми нарушениями.
3. Заключительный этап.
На третьем, заключительном этапе, мы презентовали наш мультфильм детям, которые создавали мультфильм, их воспитателям и детям. А также разместили наш мультфильм на сайте нашей дошкольной образовательной площадки.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5— 8 лет. М., 2007.
4. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. – СПб.;1992.
5. Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // «Дошкольное воспитание», 1998 №2
6. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии. Семейная школа. М, 2010г.
7. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. М., 2010г.
8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
9. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет. М., 2004.
10. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2007.
11. Нордгеймер Ю.Р., Гончарюк Г.Ф. Мультимедийные средства и компьютерные игры в предшкольной подготовке // Управление ДОУ. 2008. № 6.
12. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2002.
13. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, Спб., 2012г.
14. Тимофеева Л.Л. Мультфильм своими руками // Воспитатель ДОУ. 2008. № 10.
15. Ткаченко ТА. Речь и моторика. М., 2007.