Использование ИКТ в проектной деятельности (создание мультфильмов)

Атрощенко Наталия Александровна - старший методист
Финк Анна Валерьевна педагог - психолог
ГБОУ Школа №285  им. В.А.Молодцова
 г. Москва

Секция "IT в проектной деятельности"


Целевая аудитория

  • воспитатели
  • старшие методисты дошкольных учреждений
  • педагоги- психологи, социальные педагоги
  • учителя-логопеды
  • педагоги доп. образования
  • родители.

Цель

Создание условий для обогащенного развитой личности дошкольника, пробуждение познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно - проектной деятельности по созданию мультфильмов с использованием ИКТ.

Задачи проекта

  1. Расширение кругозора детей за счет обогащения  знаниями об искусстве мультипликации, развитие познавательной инициативы.
  2. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие способности детей к самовыражению и самоорганизации.
  3. Формирование у детей навыков сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми (родителями, педагогами), улучшение психологического микроклимата в группе.

Актуальность

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Для того чтобы создать предпосылки, способствующие возникновению полноценной, успешно функционирующей в современных условиях, личности,  необходимо организовать, соответствующим образом, социальную педагогическую среду и саму жизнедеятельность ребенка. Ребенок должен попасть в атмосферу любви и принятия, с одной стороны,  получив возможности для личностного роста. С другой - быть внутренне готовым ко всем превратностям и сложностям жизни, к решению возникающих проблем ненасильственными способами. 
Особое значение приобретают готовность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять инициативу, осваивать новые способы действия, действовать в ситуации неопределенности, что требует развития исследовательских, и коммуникативных способностей. Как показал практический опыт работы, одним из самых эффективных способов формирования всех этих качеств у дошкольников,  является проектная деятельность осуществляемая детьми совместно с педагогами и родителями. 

Этапы реализации проектной деятельности

I этап Подготовительный этап работы

1. Погружение в сказку (чтение существующей сказки, написание сценария мультфильма).
2. Разработка и создание персонажей и декораций, подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
4. Оживление персонажей (игра с созданными героями и декорациями; постановка кукольного спектакля для младших детей как генеральная репетиция для съемки мультфильма, совершенствование поделок).
5. Самостоятельное творчество (продолжение работы, начатой на занятии, в домашних условиях, в т.ч. при помощи родителей).

Мультипликация - искусство коллективное. В создании мультипликационного фильма принимает участие не один человек, а творческий коллектив (дети, родители, педагоги). Каждый участник творческого коллектива  принимает определённое участие в процессе создания мультфильма: режиссер, сценарист, художники, оператор, монтажер, актеры озвучивающие персонажи. Дети и взрослые договорились между собой о своих ролях в процессе создания мультфильма, распределили обязанности между взрослыми участниками проекта, предварительно определили степени и формы участия детей в различных видах деятельности. Участие в проекте предполагало изготовление детьми персонажей и декораций мультфильма. Ребята договорились между собой кто будет делать того или иного персонажа или деталь декорации. В процессе изготовления фигурок воспитатель  наблюдал за работой, при необходимости помогал детям. По окончании работы дети и воспитатель рассмотрели поделки, придя к выводу, что персонажи мультфильма получились яркими и красивыми. 

II этап Работа над мультфильмом

  1. Съемка мультфильма (выставление декораций и персонажей, покадровая съемка множества отдельных неподвижных фаз (моментов) движения героев мультфильма  на фотоаппарат; обработка полученных изображений при помощи одной из специальных компьютерных программ). Озвучивание персонажей мультфильма.
  2. Демонстрация проекта детям, родителям, педагогам, которые могут использовать мультфильм в своей дальнейшей работе с дошкольниками, например, по ознакомлению с литературными произведениями.

Кукольная  (стоп-кадровая) мультипликация –  вид искусства, произведения которого создаются путем покадровой съемки множества отдельных неподвижных фаз (моментов) движения объемных фигур.  После того как все фазы (моменты) движения сфотографированы, они объединяются в один видеоряд с частотой, обеспечивающей целостное зрительное восприятие образов. При этом зрителям кажется, что объект начинает двигаться, «оживает».  

Съемка мультфильмов  (выставление основания и заднего фона, декораций, персонажей; покадровая съемка множества отдельных неподвижных моментов движения персонажей на цифровой фотоаппарат, укрепленный на штативе, запись реплик персонажей мультфильма  происходила при участии детей.  Обработка полученных изображений при помощи компьютерной программы  и наложение звука и музыки осуществлялась нами без участия детей. Готовый мультфильм был растиражирован  для дальнейшего вручения участникам проекта во время проведения презентации совместно созданного фильма.

III Презентация проекта

На презентацию готового мультфильма мы пригласили ребят нашего детского сада и родителей. После показа мультфильма ребята рассказывали о своем вкладе в его создание.

Результатом реализации проекта с использованием ИКТ  стали:

  • Развитие у детей творческого воображения, способности детей к самовыражению и самоорганизации
  • Знакомство детей с искусством мультипликации и ИКТ технологиями.
  • Формирование у детей навыков сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми (родителями, педагогами), улучшение психологического микроклимата в группе.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников, М., 2010.
  2. Дьяченко О.М. развитие воображения дошкольника.- М., 1996