Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольников с нарушенным слухом

Пыткова Марина Юрьевна
методист
ГБОУ  "Школа "Марьино" имени маршала авиации А.Е. Голованова"
г. Москва

Секция «IT в обучении и воспитание детей, в том числе с ОВЗ»

Целевая аудитория: 

  • методисты
  • специалисты, работающие с детьми с ОВЗ

Содержание

Цель

Совершенствование коррекционно-педагогической работы, как условие включения детей с нарушенным слухом в среду слышащих сверстников.

Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности не слышащего учащегося.

Это требование ставит перед сурдопедагогами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.

В рамках адаптированной основной общеобразовательной программы,  во время деятельности в компьютерном классе уже более двадцати лет мы применяем специализированные  программы, разработанные учеными ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной и др.): «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе», и готовы поделиться своим опытом и результатами деятельности:
  • дошкольники знакомятся с азами компьютерной грамотности, с текстовым редактором Microsoft Word;
  • получают навыки работы в паре;
  • у детей с различными нарушениями слуха активизировалась 
  • коммуникативная направленность речи;
  • слабослышащие воспитанники быстрее овладевают навыками счета;
  • компьютерные технологии становятся для дошкольника инструментами увлекательного познания мира.
Для педагога компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, качественной подготовки ребенка к школе, средством организации совместной деятельности педагога и воспитанника.

Почему  необходимо использовать информационные технологии в работе с детьми с ОВЗ при формировании представлений об окружающем мире или представлений о составе числа?
  • Ребенка легче вовлечь в образовательную деятельность и поддерживать мотивацию в течение длительного времени.
  • Каждый ребенок получает возможность накопить тот опыт оперирования «объектами», который необходим ему лично для формирования полноценных представлений.
  • Каждый ребенок получает возможность выбирать те объекты для оперирования, которые ему больше нравятся.
  • Каждый ребенок получает возможность осваивать представления в свойственном ему темпе.
  • На всех этапах работы с компьютерной программой ребенку своевременно оказывается необходимая помощь.
  • В процессе обучения ребенок получает адресованное лично ему поощрение.
  • Педагог может подобрать необходимый каждому ребенку способ инструктирования к заданию, используя комбинации устной и письменной речи.
Мы убедились на практике, что применение компьютерных технологий в рамках программы  является не только средством обучения, но и средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии данной категории детей, средством компенсации нарушенной слуховой функции.

Список литературы:


  1. Специализированные компьютерные инструменты обучения детей и методики их применения [Электронное пособие] (10Мб): учебно-методическое пособие / под ред. Кукушкиной О.И. – М.: Полиграф Сервис, 2011.