Гусева Екатерина Александровна
педагог-психолог
Ярославцева Наталья Александрова
воспитатель
ГБОУ Школа 1409
г. Москва
Секция "Обучение и воспитание детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ"
Познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности, поэтому поиски путей повышения качества воспитания и обучения детей - важная проблема современного педагога дошкольного образовательного учреждения. Для того чтобы познавательный интерес дошкольника получил развитие, необходимо обеспечить благоприятные условия. Для решения этой задачи целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии, способствующие повышению качества обучения и образования, и позволяющие каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Использование современных образовательных технологий и интерактивного обучения в развитии детей дошкольного возраста обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Основу нашего опыта составляет интерактивное обучение и личностно ориентированный подход к процессу познавательного развития, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия.Используя интерактивный стол, у младших дошкольников, обучение становится более познавательным и интересным. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников. После продолжительного, но увлекательного и эмоционально насыщенного труда, ребенок «вдруг» осмысливает закономерности и внутренние связи, находит правильный ответ, то есть деятельность «подтягивает» способности дошкольника (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер), а обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский).
Для детей старшего возраста находит свое применение интерактивная доска, которая значительно расширяет возможности предъявления информации, усиливает мотивацию ребенка и является средством подачи материала.
Образовательные системы EduQuest и EduРlay являются возможностью получения знаний в свободной форме. Они объединяют в себе традиционные методы обучения с инновационными и направлены на всестороннее развитие ребёнка. Дидактические материалы в виде геометрических форм, кубиков, картинок и т.д. обеспечивают естественный переход от абстрактного к конкретному. Тематические модули системы охватывают все сферы и аспекты повседневной жизни ребёнка. В процессе выполнения заданий дети получают положительную или поощряющую обратную связь. Наличие обратной связи позволяет работать с системой, как под руководством воспитателя, так и самостоятельно.
Исходя из вышесказанного, использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании способствует повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Педагоги создают среду обучения, которая не просто поддерживает, но и способствует развитию каждого отдельного ребенка и приобретению важных для раннего детского возраста умений и знаний. Дошкольники получают современные знания, учатся пользоваться современным оборудованием.